Дистанционно-цифровая жизнь. Что будет с рынком коммерческой недвижимости после карантина?

NYC, New York City

Oracle и другие ИТ-компании, возможно, откажутся от своих офисов. Какие всплески, меняющие реальность, нас ждут в этом случае? Не будучи экспертом рынка коммерческой недвижимости, но с маркетинговой точки зрения предположить направления для смены привычной картины рынка не сложно.

В результате вынужденной «удалёнки», возможно, случится следующее:

  • Бизнесу понравится экономить на аренде и расходных материалах.
  • Сотрудникам понравится экономить время на дорогу и деньги на еду, одежду и транспорт.

Моменты контроля, самоконтроля и результативности можно опустить, они у всех индивидуальны. Но, если с этим справляются крупные игроки, то команды поменьше будут стараться повторить эффект, а за ними потянутся и все остальные. Это как с социальными сетями – всё равно все в них оказались.

В итоге, коммерческие площади потеряют лучших клиентов. Что можно делать в этой ситуации уже сейчас? Конечно, искать другие форматы. Для этого нужно понять потребности клиентов. Инструменты для этой задачи простые и знакомые – исследование через опросы, интервью и наблюдения. Наблюдения через социальные сети также дадут много инсайтов. Глобально речь идёт о дизайн-мышлении, но не это главное.

Навскидку, простой опрос знакомых кому и как работается на дому, выясняет, что все оценили удобство питания, диван в обеденное время и родной санузел без ограничений. А чего же не хватает? Рабочей обстановки, офисной техники и живого общения не по делу.

Что с этого бизнес-центрам? Вспомните идею коворкинга: офисные пространства для независимых экспертов или тех, кто часто бывает в бизнес-командировках, а также для тех специалистов, что работают удалённо, но страдают от изолированности. Заметьте, коворкинг выбирают по возможности ближе к дому. А что, если это будет сеть коворкингов для бизнеса, чтобы сотрудники компаний приходили в удобное время поработать, если работать дома по каким-то причинам неудобно? Это явно дешевле, чем снимать целое помещение и гибко по нагрузке – сегодня в компании может быть 10 удалённых сотрудников, а завтра больше или меньше, оплата же будет по факту рабочих часов. Тем не менее, возможны разные модели.

Т. е., бизнес-центрам стоит пересмотреть продуктовую линейку и выйти за привычные квадратные метры, посмотреть на свои площади, как на пространство, которое может приносить не только деньги, но и пользу. Большую пользу тем, кто в это пространство приходит поработать.

Конечно, как не вспомнить WeWork, который то ли умирает, то ли выживает. И пусть этическая сторона бизнеса останется за пределами этой статьи, мы же возьмём только сам подход – другой взгляд на рабочее пространство и удалённую работу. А реализация у каждого всё равно будет своя.


P. S. Новые жилые комплексы могут составить сильную конкуренцию бизнес-центрам включив коворкинг-пространства, как отели делают небольшие бизнес-центры для своих гостей. Представьте, как здорово: живёшь в ЖК, на пару этажей спускаешься поработать. Если надо освежиться – сделал перерыв и прогулялся до своей квартиры. Песня! А в новых условиях возможной популярности удалённой работы может стать конкурентным преимуществом и дополнительным источником дохода.

Фото автора: вид на небоскрёбы из Центрального парка в Нью-Йорке, США (2019).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *