Неблагоприятная ситуация заставила наш бизнес и образование учиться организовывать процесс, не собираясь в стенах офисов и аудиторий. Хотя зарубежных и даже близко зарубежных примеров более, чем много, но, по каким-то неведомым причинам, мы не особо к ним присматривались. А ведь положительный опыт удалённой работы и обучения вне стен университета существует уже не первое десятилетие.
В образовании стоит различать форматы удалённого обучения – дистанционный и онлайн. Первый уже давно устарел, второй нами только осваивается. По моей субъективной оценке, в использовании цифровых образовательных технологий мы отстаём где-то на 20 лет.
Дистанционный формат предполагает самостоятельное обучение в соответствии с программой по определённым учебникам, и по завершении сдачу тестов и экзаменов в каком-либо тестирующем центре, ближайшему к студенту или онлайн. Из цифровых инструментов используются только средства коммуникации – электронная почта, иногда видео-звонки для экзамена. Поскольку самостоятельное обучение предполагает жёсткую дисциплину и способность без чьей-либо помощи разбираться в материале, то подходит для тех, кто способен сам себя организовать.
Онлайн формат предполагает использование цифровых инструментов в гораздо большем объёме. Кроме почты подключается eLearning – использование мультимедиа в обучении. Это видео, аудио, вебинары, чаты и форумы, онлайн-тесты, цифровые учебники и т. д., и т. п. Тут тоже есть возможность самостоятельного обучения, но чаще используется тесное взаимодействие с преподавателями, одногрупниками и инструкторами. Это почти на 100 % компенсирует отсутствие общения в классе.
Встречаются и несуразные попытки реализовать удалённое обучение, когда к обычному классу подключают веб-камеру и преподаватель работает на две аудитории – ту, что находится в классе, и ту, что подключилась к видео-стримингу. Имея опыт проведения таких занятий, скажу, что это ошибочно, как с точки зрения методологии преподавания, так и с точки зрения маркетинга. Ценность удалённого обучения заключается в гибкости подбирать время для занятий и не тратить время на дорогу. Но, если ты привязан к аудитории, пусть и через веб-камеру, то появляется ещё больше сложностей в обучении, т. к. в этом случае снижается качество. А оно не может не снижаться, т. к. методология преподавания онлайн и оффлайн разная, смешиванию не подлежит.
Можно ли сократить разрыв в 20 лет за пару недель? Теоретически, да. Большое заблуждение считать, что отечественные преподаватели не владеют знаниями о последних технологиях в образовании. Поверьте, большая часть знает и даже использует всё, что сегодня в тренде – и flipped class, и blended learning, и геймификацию. Так что, записать видео для студентов не составит труда. Другое дело – организовать процесс онлайн-обучения так, чтобы знания передавались, применялись и проверялись с высоким качеством. Этот процесс опирается с одной стороны на технологическую платформу вуза, а с другой на отличную от обычной методику взаимодействия со студентами. И это, конечно, требует как значительного опыта, так и дополнительных часов для настройки. Ограничения вынуждают нас и опыт приобрести, и время для перенастройки системы выделить. Есть в этом плюс – полученный навык и созданную систему можно использовать и развивать после преодоления кризиса.
Конечно, хотелось бы узнать, как вузы справляются с новым вызовом. Если у вас есть вопросы или трудности, или положительный опыт, пишите в комментариях. С попутчиком дорога всегда короче.
Добавить комментарий