Как развить креативность и стать генератором бизнес-идей?

Креативность — цветные шестерёнки, сложенные в панно.

Положительный отзыв о курсе Анны Акимовой.

Внимание: в тексте имеется реферальная ссылка на книгу, т. е. в случае покупки вами книги я, возможно, получу комиссию.

Из моих постов на Фейсбуке вы знаете, что Всемирный экономический форум уже который год выделяет креативность в ключевые навыки текущего десятилетия. Да и бизнес последнее время запрашивает креатив не столько для визуальной части рекламных кампаний, сколько для конкурентных стратегий и стратегий привлечения клиентов.

«Я совсем не креативный (креативная)» — наверное, вторая по частоте использования в офисах компаний фраза после «мы всегда так делали». К счастью, это можно исправить, если есть желание. Более того, развиваясь, креативность проявляется везде — в работе, в решении домашних задач, в учёбе, даже в поздравлениях с Новым годом. Т.е. польза от вложенных усилий многократная.

Ниже я расскажу, как по ходу прохождения курса «Генератор бизнес-идей» я смогла решать простые рабочие задачи более эффективно, а сложные задачи делать вполне себе решаемыми.

О курсе

«Генератор бизнес-идей» учит нас использовать технологию ТРИЗ для решения разного рода задач в бизнесе, от маркетинга и продаж до производства и мотивации персонала.

Курс глубокий, рассчитан на 16 недель, т. е. это целый учебный семестр. На протяжении этого времени участники не только изучают концепции ТРИЗ для применения, но и развивают своё мышление занятие за занятием. При этом затрагивается три вида мышления — креативное, критическое и системное.

Ведёт курс его автор — Анна Акимова, опытный маркетолог, т. е. человек, чей род занятий напрямую связан с бизнес-задачами и необходимостью поиска для них креативных решений. В качествах Анны подкупает абсолютная искренность в результатах обучения, основательный подход в дизайне курса и стремление передать знания наилучшим образом. 

Недостатки

Честно говоря, их сложно найти. Я бы могла сказать, что при выполнении домашних заданий, начиная с 4-5 занятия, хотелось бы подсказок с последовательностью шагов. Но их отсутствие скорее польза, чем вред. Приходилось поднимать материал, вспоминать, пробовать, перечитывать и снова пробовать. Т. е., выполнять интеллектуальную работу. Как раз это и помогает освоить технику поиска креативных решений в полной мере.

То же самое со слайдами презентаций — Анна даёт материал в слайдах только в конце, собранный в нужной последовательности, и только то, что нужно. По ходу занятий я делала скриншоты, они помогали выполнять домашнее задание. Опять же получилось удобно — в течение курса я пользовалась скриншотами, этого достаточно. А в конце единый файл Анны собрал всё в цельную картину, и скриншоты я удалила. 

Достоинства

Я выделила три — абсолютная практичность, моментальная применимость и неожиданный эффект в виде безусловной веры в свою способность найти решение для любой задачи.

Абсолютная практичность

Абсолютная практичность реализована в большом количестве задач, которые приходилось решать и на занятии, и как домашнюю работу. Задачи для онлайн занятий Анна подобрала из реальных бизнес-историй, случившихся в разное время и в разных странах. Очень полезно было узнать, как близко мы подходили к оригинальному варианту. Кстати, иногда у нас получалось даже лучше. 

Домашние задачи опирались на личный опыт, т. е. мы брали в работу то, с чем сталкивались по ходу. Например, маркетинговые задачи — привлечь участников на обучение, когда люди испытывают нехватку времени; позиционировать компанию как надёжного партнёра в условиях высоких цен; повысить продажи имеющегося ассортимента; найти способы вовлечь сотрудников в SMM компании; продвигать товар/услугу в условиях нехватки ресурсов и т. д. и т. п. Креативные решения начали появляться буквально на второе-третье занятие. И это впечатлило, конечно.

Моментальная применимость

Моментальная применимость заложена в программу с первого занятия. Анна так построила курс, что каждая тема разбиралась в том числе в контексте реально существующих, собственных рабочих задач (проблем) участников. Было интересно рассматривать разные бизнес-ситуации и помогать друг другу найти варианты решений. Мы очень много обсуждали разные идеи. Таким образом выходил своего рода мозговой штурм с использованием совершенно другого опыта коллег по курсу.

Тренировка на малых задачах поможет справляться с давлением постоянных изменений. В результате уже на простые задачи инсайты приходят быстрее.

Анна Акимова

Кстати, уже после курса я начала слушать книгу «Вопросы — это ответы» Хэла Грегерсона. И в ней говорится о важности подходящей обстановки для командной работы над задачами и проблемами. Получилось, что не только содержание, но и атмосфера курса благоприятствовала нахождению креативных решений.

Вера в свои способности

Веру в свои способности найти классное решение я осознала во второй половине курса. Это потрясающее чувство. Дело в том, что оно мне знакомо по креативным решениям в прошлом. Я его помню, оно очень ценное. Но я не могла его повторить по необходимости, поэтому думала, что это какое-то удачное стечение обстоятельств, когда тебя «озаряет». Теперь я владею алгоритмом поиска разных вариантов решений, поэтому чувство осталось со мной навсегда. И это, наверное, самый мощный результат курса. Пропал страх от возникающих ниоткуда проблем, пропала скованность. Я знаю, что какой бы трудной ни казалась ситуация, всегда найдётся выход.

Мои примеры

Приведу два, которые мне особенно нравятся, так как они возникли как раз в процессе обучения. 

Первый пример — как с помощью одной из концепций ТРИЗ можно упростить себе жизнь.

Предыстория такова, что я находилась между пользователями портала и технической поддержкой. И те, и другие знали меня, но не знали друг друга. День за днём каждое утро я аккуратно, на мой взгляд, передавала информацию о проблемах от пользователей в поддержку по электронной почте. Через две недели выяснилось, что поддержка реагировала не день в день и последовательность не соблюдала, поэтому всё в итоге смешалось и непонятно было, что уже исправлено, а что ещё нужно исправить. И тут Анна рассказала, что лучшее решение в ТРИЗ — то, которое делается без усилий, с нулевыми затратами. Концепцию пересказывать не буду, но в итоге получилось великолепное решение, которое избавило меня от необходимости аккуратно собирать все замечания пользователей из WhatsApp в письмо для поддержки. В тоже время поддержка получила то, что хотела — аккуратную таблицу замечаний в хронологическом порядке, в которой удобно отмечать, что сделано, а что нет.

Второй пример — как не решаемое сделать решаемым.

Этот пример возник на предпоследнем занятии, когда мы уже отрабатывали весь алгоритм целиком. Мне повезло, что для работы взяли именно мою задачу. А она казалась не решаемой на первый взгляд — как небольшой местной компании конкурировать с глобальными монстрами на локальном рынке, если стоимость услуг выходит равной или даже выше?  Шаг за шагом всей командой мы выполнили всю последовательность ТРИЗ-алгоритма — от поиска причинно-следственных связей и постановки разных задач до формулировки вариантов решений для каждой из них и их оценки. Потрясающий опыт с одной стороны, а с другой — вся работа вылилась в список конкретных и вполне реализуемых задач для маркетологов и продавцов. Надо признать, что это просто гениальный способ для составления маркетингового плана и плана продаж.

Эти результаты говорят об одном — креативное мышление можно развивать, и технология ТРИЗ отлично для этого подходит. Впереди следующий шаг — «Генератор изменений». Согласитесь, мало придумать что-то креативное, надо ведь воплотить это решение. И в большинстве случаев это невозможно сделать одному. А как вовлечь в этот процесс изменений других людей как раз в новом курсе «Генератор изменений». Мы будем разбирать реальные кейсы из опыта других компаний и планировать свои собственные. В этот раз я уже точно знаю, что результаты превзойдут ожидания!

Рекомендации

Их всего две, но они существенные для отличного результата обучения — ведите конспект и как следует выполняйте домашние задания. Дело в том, что Анна говорит очень много полезных и важных вещей по ходу объяснений. Как мне кажется, именно они меняют восприятие участников своих способностей креативить. К тому же в ходе командной работы и рефлексии по итогам урока также возникает много ценных инсайтов. Когда активно выполняешь домашнее задание, приходится возвращаться не только к слайдам, но и к записям. В итоге материал не просто запоминается, он развивает наше мышление, меняет установки на более продуктивные. Поэтому так важно конспектировать. Ну, а выполнение заданий развивает привычку видеть в любой проблеме всего лишь ещё одну задачу и следовать алгоритму для её решения. 

Напоследок призыв к действию — развивайте своё мышление сегодня, чтобы завтра уверенно чувствовать себя в этом чудесном VUCA-мире! 

#softskills #creativity #креативноемышление #креативность #гибкиенавыки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *